Люди занимаются отведением лишней воды очень давно. Сначала это были канавы на штык лопаты. Затем начали рыть траншеи, на дно которых укладывали крупные камни. На камни укладывали срезанные ветки деревьев и все это засыпали песком. Постепенно эти примитивные подручные материалы были заменены керамическими желобами, лотками и трубами.
В середине прошлого века для сброса лишней воды с сельскохозяйственных полей активно использовали короткие керамические шестигранные трубки. Их укладывали в глубокие траншеи и засыпали землей. Вода по дренажным трубкам постепенно уходила с поля и собиралась в коллекторе, а проще говоря, в более глубокой и широкой траншее.
А теперь представьте себе город без системы отвода лишней воды. Весенние талые воды и длительные осенние дожди создают людям проблемы даже при наличии в населенном пункте подобных систем. Разработка ливневой системы должна быть обязательным условием при создании таких объектов, как бензиновая заправка, аэропорт, порт, терминал или склад. Обилие воды может отрицательно сказаться на безопасности и непрерывности их работы.
Для каждого строительного объекта проектировщики разрабатывают свою систему удаления воды, учитывая особенности этого объекта (расположение, нагрузка и другие). Система состоит из отдельных элементов, из которых каждый выполняет свою функцию. Основными критериями выбора того или иного элемента системы будут его прочность, пропускная способность и, конечно, стоимость.
Прочность и надежность изделия контролируется рынком: некачественные изделия не будут покупать. Варианты с разной пропускной способностью всегда есть на рынке в широком ассортименте. Остается подобрать нужное изделие по приемлемой цене.
Все более популярными на нашем рынке становятся товары российских производителей. Они значительно дешевле, чем аналоги иностранных компаний, цены на которые увеличиваются за счет таможенных сборов и больших транспортных расходов.
Системы отвода воды бывают поверхностные, внутренние и подземные. Поверхностные делятся на линейные и точечные. Линейные системы используются на автомобильных дорогах, мостах, аэропортах — везде, где нужно отводить воду с больших площадей. Точечные системы используют там, где нужно отвести много воды с небольшой площади.
Системы отвода воды включают в себя:
- желоба и лотки;
- трубы канализации;
- дождеприемники и ливнеприемники;
- колодцы;
- коллекторы;
- пескоуловители.
Желоба используют для отвода воды с поверхностей дорог и площадей. Далее вода через решетки поступает в лотки, которые направляют ее в трубу. Эта схема показывает, насколько сложна и материалозатратна система отвода воды.
Дождеприемники относятся к системе водоотвода точечного типа и устанавливаются у водосточных труб. Лотки используются чаще всего в системе линейного типа.
В зависимости от предполагаемой нагрузки лотки делаются из разных материалов, таких как бетон, в том числе армированный стекловолокном, железобетон, полимербетон и сверхпрочный пластик.
Бетонные лотки с толстыми стенками, армированные металлом, выдерживают нагрузки до среднего класса. Массивные железобетонные лотки с дренажными отверстиями весом от 300 до 1000 килограмм широко используются для отвода воды с полотна дороги. Они могут выдержать большие нагрузки.
Полимербетонные лотки изготовлены с добавлением гранита и кварца, все это крепко связано синтетической смолой. А добавленный в изделие чугунный кант помогает выдерживать нагрузки до 50 тонн. Это самые дорогие изделия, но свою цену они оправдывают, потому что прочнее и долговечнее всех прочих.
При изготовлении элементов точечного водоотвода, таких как дождеприемники, применяют пластик или чугун. Пластиковые дождеприемники используют для частного строительства, где нагрузка на них минимальна и на первый план выходит эстетика изделия. А там, где нагрузка очень велика, необходимы изделия только из чугуна.
Надо помнить, что чаще всего наибольшую нагрузку на себя принимает защитная решетка. Она предохраняет от повреждения водоотводные каналы и не пропускает в систему крупный мусор с улицы. Самые устойчивые к нагрузкам решетки делаются из высокопрочного чугуна. Если нагрузки не очень велики, то можно использовать стальные или пластиковые решетки. Они бывают разной величины и формы (круглые, прямоугольные).
Ошибки проектирования водоотводов и экономия строителей на материале во время монтажа приводят к снижению срока эксплуатации системы и того покрытия, которое она должна защищать. А это отрицательно скажется на безопасности дорожного движения. Несвоевременное обслуживание системы водоотвода приводит к ее переполнению. Вода разливается на поверхности асфальта и мешает движению пешеходов и транспорта.